«Нанотехнологии уже повсюду, но мы их часто принимаем как данное»
- Владислав Цой
- 28 нояб. 2016 г.
- 5 мин. чтения
В XXI веке термин «нанотехнология» часто встречается в научных или научно-популярных статьях. Но, к сожалению, широкая общественность далеко не всегда правильно понимает его смысл. Для многих нанотехнологии остаются заумью сумасшедших учёных, пустой тратой денег и времени. Для того, чтобы разрушить этот стереотип, мы обратились к сотруднику российской компании по развитию нанотехнологий «РОСНАНО» Александру Колодочке.
Здравствуйте, Александр. Мой первый вопрос будет весьма банальным: что же такое «нанотехнология»? Наука, ведь так?
Ну, нанотехнология — это не совсем наука, начнём с этого. Скорее, область науки, исследования, производство, скажем пафосно: инженерные изыскания. Многие расшифровывают понятие «нанотехнология» очень просто: «нано» — одна миллиардная, и всё, что измеряется нанометрами (10−9 метра, прим. автора), — это нанотехнологии. Немножко не точное определение. Под понятием «нанотехнологии» подразумевают всё то, что производится, создаётся, разрабатывается путём манипулирования наночастицами (элементами размером от одного до ста нанометров), атомами и молекулами, которые могут измеряться десятыми долями нанометров.
А как возникло понятие «нанотехнология»?
Само слово достаточно старое. Его впервые использовал японский физик Норио Танигучи в середине семидесятых. Но люди начали работать с атомами, молекулами, пытались ими управлять ещё раньше. Основную концепцию нанотехнологий сформировал другой учёный Ричард Фейнман в 1959 году. Он предположил, что манипулируя атомами и молекулами, можно получать какие-то вещества с заданными свойствами.
С понятием разобрались, перейдём к конкретным примерам. Какие нанотехнологии используются уже сейчас в быту или массовом производств? Да и используются ли вообще?
Естественно, используются… Вот, что первым пришло в голову: есть различные смазочные жидкости для механизмов, при изготовлении, моделировании которых используются нанотехнологии. И свойства таких жидкостей будут в несколько раз лучше чем у обычных масляных смазок. Другой пример: композитный, то есть неоднородный, искусственно созданный с помощью нанотехнологий, материал карбон. Он получается путём многократного наслоения очень тонкой углеродной ткани. Карбон очень часто используется, допустим, в автомобильной промышленности.
Александр, вот вы работаете в «РОСНАНО». Расскажите, пожалуйста, немного об этой компании, принципах её работы, целях и задачах.
«РОСНАНО» занимается инвестированием проектов, связанных с нанотехнологиями. Не разработкой, а только инвестированием. Если углубляться в теорию, раньше «РОСНАНО» была госкорпорацией, создал её Чубайс в 2007… Мне сложно говорить про истинные цели и задачи компании. На данный момент у неё есть определённая структура. Существует УК «РОСНАНО» — управляющая компания, есть фонд инфраструктурных и образовательных программ «РОСНАНО» (ФИОП), который занимается некоммерческой частью — анализом рынка, контактом с наноцентрами (наукоградами), информационным освещением. В частности, есть дочерняя компания «РОСНАНО», фонд «Форум Инноваций», где я конкретно работаю. Мы проводим различные мероприятия: проекты, фестивали, конкурсы. Вот сейчас, например, проходит Всероссийский инженерный конкурс в области нанотехнологий.
То есть РОСНАНО занимается не только инвестициями в стартапы, но и популяризацией науки?
В целом, да.
Тогда следующий вопрос: в какие проекты инвестирует сейчас «РОСНАНО»?
Проектов, стартапов очень много. Есть крупные компании производящие композитные материалы, есть компании, занимающиеся биотехнологиями, есть отдельные медицинские, военные компании…
Широкую общественность не слишком интересует работа над составными элементами, компонентами, важен конкретный результат. Например, я вижу, что стали печатать органы и кости на 3D-принтере, — я доволен. Что вы скажете по этому поводу?
В том и особенность нанотехнологий. Почему в идеале, в перспективе, к ним будут хорошо относиться? Почему популяризация имеет смысл? Эта технология несёт абсолютно практический смысл. Большинство разработок имеет не теоретический характер, а прикладной. Конкретно композитный материал: он прочнее металла и одновременно в пять раз легче него. Металл, конечно, дешевле, но композит дольше прослужит... Это как покупать дешёвую машину за двести тысяч и менять её каждые два года. А машина, купленная за четыреста тысяч, будет жить пять лет. Выгода: целый год. С композитными материалами такая же ситуация. То, что можно сделать из пластика, можно сделать из композита (того же карбона). Какие есть ещё примеры нанотехнологий? 3D-печать, очень популярная сейчас, — это тоже нанотехнология. Напыление нанослоя…
А напыление где используется?
Да много где. Родиевое покрытие металла, чтобы он не ржавел. Можно сделать гидрофобное — водоотталкивающее — напыление. Сейчас в Европе и Америке очень модные гидрофобные футболки. Их пропитывают специальным гидрофобным веществом, и на них не остаётся пятен. Тот же кетчуп можно смыть водой, а пыль просто стряхнуть… Конечно, покрытие рано или поздно сойдёт, но сама идея очень интересная.
Прозвучала такая фраза, что к нанотехнологиям «в перспективе будут хорошо относиться». То есть сейчас существует недоверие к этой области науки?
Во-первых, к высоким технологиям, в которых не видят ежеминутную прибыль, относятся всегда плохо. Некоторые управляющие, правда, начинают понимать, что в них нужно вкладываться… Но всё равно, учитывая специфику российской экономики, людям более выгодно быстро «обернуть» деньги, чем вложиться во что-то долгосрочное. Для них, если вещь, пусть даже более качественная, в три раза дороже — всё, до свиданья! Во-вторых, к новым технологиям всегда долго привыкают. Вспомни, как в своё время старшее поколение осваивало компьютеры. Да, они сейчас их активно используют, но был момент, когда это для них было что-то новое, что нужно изучать… И третий момент: репутация. Глупо от этого уходить, но репутация у госкорпораций не самая лучшая в силу исторически сложившихся обстоятельств. А «РОСНАНО» раньше была госкорпорацией. Народ просто не видит, на что уходят налоги, на что уходят их деньги. А вот когда нанотехнологии начнут активно использоваться, тогда наступит всеобщее озарение. Хотя уже сейчас очень много современных исследований происходит с применением оборудования, работающего с наноразмерностью, на наноуровне.
Что можно сказать про нанотехнологии в России?
Мы очень сильно отстаём от Европы и Америки. Разговор идёт как минимум о десяти годах. Яркий пример: тот же 3D-принтинг. В своё время в России начался «бум» на 3D-печать пластиком. Почему? Потому что закончился срок действия западных патентов на технологии печати. С металлом такая же ситуация: в 2016 году заканчиваются основные патенты на технологию печати металлом. Но пока они были, мы не имели права ничего делать. Наши принтеры очень маленькие: мы изготавливаем предметы 25×25 сантиметров, если я не ошибаюсь… А за границей печатают детали для автомобилей, космических кораблей! В этом загвоздка. И так получалось со всем: за границей лучше спонсируются проекты, что-то открывается раньше и, естественно, патентуется. Получается дикое отставание. Мы банально пытаемся его сократить через конкурсы, стартапы. Вдруг кто-то со свежим взглядом сможет открыть что-то новое. Так иногда случается.
А сколько нужно времени, чтобы народ привык к нанотехнологиям?
В быт нанотехнологии войдут, когда мелкие производители поймут их ценность. Это относительно не долго. У нас сейчас идёт процесс «окукливания», если так можно сказать, в плане малых производств нанотехнологий. Больших сейчас не существует. Работает система стартапов, технопредпринимательства: ты что-то придумываешь, строишь вокруг этого малое производство, потом продаёшь его огромной компании. А вообще, чтобы внедрить какой-то прототип, нужно минимум лет пять — достаточно долгий период, поэтому в России люди вкладываются в подобные проекты неохотно. Проблема рисков, так как объективно «выстреливает» один стартап из пятидесяти.
И давайте крайний, не совсем серьёзный вопрос. Вот вы попали в то время, когда нанотехнологии прочно вошли в быт людей. Что ожидаете увидеть?
Уже сейчас, допустим, есть концепты нанесённых на кожу нанодисплеев. Нанесут активное вещество тонким слоем, и по беспроводной связи ты будешь получать информацию. Однозначно появится гибкая электроника, ведь она потенциально менее хрупкая. Телефон уронить будет не так страшно. Станут экономить дерево… Во-первых, с точки зрения экологии, во-вторых, деревом особо не попечатаешь на 3D-принтере. Печать мебели станет повсеместной. Можно будет заказать дизайн дивана или шкафа у какого-то художника, и на принтере тебе распечатают ровно то, что ты хочешь. А вообще, нанотехнологии уже повсюду, но мы часто их принимаем как данное.
































Комментарии